THE MORE WE DO
THE MORE WE CAN DO

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИЗДАТЕЛЬСТВА

22.05.2011

Информация к размышлению


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит во многих странах мира раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития.

Больше 275 000 учеников участвовало в PISA-2003, то есть представители 41 страны.
В 2003 году Россия была в четвёртом десятке из пятидесяти семи стран.
В 2009 году РФ на 43-ем месте. Первое место во всех категориях занял Китай.

  Что же исследует ПИЗА, и почему ее результаты так волнуют общество? Можно выделить два основных параметра: социальный, который выдвигает на передний план значение образования для социального и экономического развития общества в целом – образование рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического развития; и индивидуальный – образование является важнейшим фактором успешности отдельного человека в новых условиях современной цивилизации. В соответствии с этим и построена исследовательская стратегия ПИЗА.

 Задания ПИЗА, определяющие учебные достижения, не ставят своей целью выявить, насколько данный ученик усвоил школьную программу, но насколько он может самостоятельно справиться с нестандартным заданием, требующим от него общего развития мышления, воображения, мотивации и т.д. Например, основной способностью, которое измеряла ПИЗА 2000, было «чтение», понимание текстов. Детям предлагались оригинальные тексты – из научно-популярных журналов, статей в Интернете и т.д. и предлагалось ответить на ряд вопросов, которые показывают, насколько ученик способен анализировать текст, искать в тексте нужную информацию, развернуто ответить на открытый вопрос без заранее заданного ответа по выбору. Способность к такому продуктивному чтению является необходимым условием для самостоятельной учебы или успешной работы на современном рабочем месте, независимо от сферы, в которой человек работает. Поэтому результаты ПИЗА волнуют не только общество и государство, но и родительскую общественность: что толку, что ученик усвоил программу, если он не может ориентироваться во внеучебной ситуации, в жизни.
По обоим показателям наша система образования оказалась неэффективной. Структура процесса образования в российской школе традиционно построена на том, чтобы выявлять наиболее успешных и отсортировывать тех, кто по каким-либо причинам не справляется, переводя их в другие учебный заведения – ПТУ, техникумы и т.д. Эта ситуация усугубляется системой оценки учащихся, которая делит их на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Таким образом, селекция и социальные роли закрепляются уже на уровне детства и юности. Однако ПИЗА показала, что зачастую наши отличники, натасканные на выполнение типовых заданий, не справляются с заданиями ПИЗА, требующими самостоятельного мышления и широкого кругозора. Наша система образования, которая слывет у нас лучшей в мире, достигает своих результатов за счет натаскивания и отбора с одной стороны, с другой же стороны высокие результаты появляются там, где они достигаются не за счет школьного обучения, а за счет внешкольных факторов.
То есть куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Мы педагоги  называем это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Для широкой публики это объясняется это очень просто. Допустим, один человек знает 
1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у российских школьников большие проблемы.

1 комментарий:

  1. Источником информации являются интернет-версии российских СМИ.К своему стыду, я впервые услышала об этом тестировании на семинаре В. В. Копыловой. И вот теперь собираю информацию по этому вопросу. Меня смущает тот факт, что нигде широко не обсуждается низкая результативность наших школьников в этом тестировании.
    Вот выдержки из статьи Григория Тарасевича (ЭКСПЕРТ ON-LINE):
    Тестирование PISA считается одним из самых авторитетных исследований качества образования. Во многих странах за его результатами следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде: затаив дыхание ждут, кто же окажется первым, кто вторым, кто третьим.Вот, например, Германия в 2000 году показала довольно позорные результаты. В стране это было воспринято чуть ли не как национальная угроза. Это обсуждалось повсюду — от домашних кухонь до заседаний правительства. Были приняты экстренные меры. И если в 2000 году средний балл немецких подростков составлял 484, то в 2003-м он вырос до 503, а в 2006-м — до 516.

    ОтветитьУдалить